blind1

 

Формирование функциональной грамотности

Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна? 

1

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.
Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:
— Математическую
— Финансовую
— Естественнонаучную
— Глобальные компетенции
— Читательскую
— Критическое мышление
— Функциональное чтение
Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
Глобальные компетенции Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы: Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации? Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур? Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы? Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур? Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие.
Креативное мышление Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

 Реализация содержанияи формирования функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности школьников для участия в исследованиях по оценке качества образования: https://www.youtube.com/watch?v=6z0ToE8uslI
Функциональная грамотность: формирование метапредметных результатов на уроках математики: https://www.youtube.com/watch?v=uXVU9BPbMyQ
Формирование математической грамотности у обучающихся: https://kipk.ru/deyatelnost/webinars/webinars/2504-формирование-математической-грамотности-учащихся»-тема-«понятие-математической-грамотности-контекстные-задания»#материалы
Функциональная грамотность. Работа с текстом на уроках математики: https://www.youtube.com/watch?v=oPNa_2UG_9U
Функциональная грамотность. Работа с текстом на уроках алгебры: https://www.youtube.com/watch?v=Sc57fZCAGIk
Формируем естественнонаучную грамотность: https://www.youtube.com/watch?v=5Liq3v9-Iyc
Креативное мышление и глобальные компетенции на уроках физики в основной школе: https://www.youtube.com/watch?v=OmidEw4adtw
Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе: https://www.youtube.com/watch?v=PrBzqR380hM
Формирование финансовой грамотности школьников: https://fmc.hse.ru/vebinar
Как можно развивать глобальные компетенции на уроках обществознания: https://www.youtube.com/watch?v=QiT5lTVvAKc

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

 

Документы

 Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

 Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г)

 Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

 Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

  

Полезные ресурсы

 Функциональная грамотность школьников

 Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

 Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

 Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

 Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

 Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

 Центр оценки качества образования ИСРО РАО

 Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

 Ссылка: http://www.centeroko.ru/

 СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся

 Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся

 Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/

 Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

 Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

 Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА

 Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

 Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА

 Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

 Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА

 Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

 Примеры открытых заданий по читательской грамотности

 Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

 Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

 http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

 СИПКРО

 http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo

 Издательство «Просвещение»

 https://media.prosv.ru/fg/

 Банк тестов

 https://banktestov.ru/test/3674

 Московский центр качества образования

 https://mcko.ru/articles/2127

 Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

 https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

 

«Реализация содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности»

Одна из важнейших задач современного образования — показать детям единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

Следует отметить, что тема межпредметных связей не новая для педагогики. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали многие педагоги, ученые. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и другие педагоги.

И сегодня тема межпредметных связей продолжает быть актуальной, т.к. возрастает роль знаний человека в области смежных наук и умений комплексно применять их при решении различных задач. В начальной школе до сих пор используется метод обучения грамоте посредством интеграции чтения и письма.

Межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Такие уроки и блоки нравятся детям, вызывают интерес к познанию, формируют успешность обучения. Выдвижение перед учащимися познавательных  задач межпредметного характера значительно активизирует учебную деятельность.

При проведении уроков литературного чтения по сказкам А. С. Пушкина, можно предложить детям ряд заданий: нарисовать героев, сделать из природного материала декорации, инсценировать сказку и др.

             На уроке математики на этапе устного счета можно использовать пословицы и поговорки: посчитать количество букв; решить примеры, чтобы получить зашифрованное слово.

В средних и старших классах при знакомстве с объёмными геометрическими фигурами на уроках математики ребята могут изготовить модели данных фигур, что говорит об интеграции математики с технологией.

            В словарно-орфографической работе на уроках русского языка используются такие слова как час, задача, килограмм, тонна, площадь, грамм. 

Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ученика остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия приводит к использованию межпредметных связей в уроках в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний других предметов. Информация по другим учебным предметам должна быть тщательно отобрана, чтобы дополнительная информация не усложняла урок и не затрудняла понимание содержания учебных материалов.

Вот несколько фрагментов уроков.

1) Фрагмент урока русского языка в 1 классе по теме «Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове». На этапе урока «Первичное закрепление» на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух (проводился в преддверии «Дня космонавтики»)

Учитель:

-Прочитайте слова и скажите, какую работу выполняют в словах выделенные буквы и почему (слова Юрий, Стрелка, енот, яма) и др.

Учитель:

-Ребята, скажите, пожалуйста какого известного человека в нашей стране звали Юрий? Хотите узнать? (Юрий Гагарин). Кто это?

Конечно же, это космонавт – первый человек, покоривший космическое пространство 12 апреля 1961 года. И сегодня в нашей стране отмечается это праздник, День космонавтики. 20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту которого собаки Белка и Стрелка.

Учитель:

-Прочитайте текст и найдите слова с буквой е. Какую работы она выполняет? (текст о Белке и Стрелке)

2) Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание частицы не с глаголами» на этапе урока «Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи». Используя прием «Моделирования учебной ситуации» можно предложить ребятам провести анкетирование, чтобы проверить на сколько ребята соблюдают правила безопасного поведения на улице, в общественных местах.

Дети должны прочитать каждое утверждение и поставите галочку радом с теми утверждениями, которые соответствую безопасному поведению при общении с чужими людьми.

-(Не)называй свой адрес и имя незнакомым людям.

-Разговаривай с незнакомыми людьми

-(Не)садись в машину к чужим людям.

-Бери у незнакомцев игрушки, конфеты.

- (Не) гуляй с чужими людьми на улице.

-Открывай дверь чужим людям.

(Дети читают каждую фразу и ставят + или галочку рядом с утверждением, которое является верным)

Учитель:

-Выпишите из тех утверждений, которые оказались верными только глаголы (1 человек за доской- не называй, не садись, не гуляй)

(Раскрываем доску и проверяем написанное)

Учитель:

-Ребята кто при списывании глаголов встретился с новой, неизученной орфограммой, столкнулся с трудностями. (При написании не с глаголами возник вопрос о слитном или раздельном написании глаголов с не)

-Вы хотите узнать правила написания глаголов с частицей не?

-Чему вы будете учиться на сегодняшнем уроке?

(Открывается запись на доске):

Будем учиться писать частицу не раздельно с глаголами

Учитель: Тема нашего урока звучит так (открывается на доске или на экране)

«Правописание частицы не с глаголами»

Метод моделирования реальных ситуаций оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу учащихся, а также на развитие мышления и нахождения верного решения.

3) Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Творительный падеж имен существительных». (Урок проводился в преддверии «Дня защитника Отечества») На этапе «Актуализации знаний» , используя прием «Погружение в учебную ситуацию» учитель задает вопрос :

-Какой праздник приближается и в вашей школе будет праздничный концерт в честь виновников данного праздника? («День защитника Отечества»)

-Что вам известно о данном празднике? (После выслушивания информации от детей учитель сообщает свою информацию)

Учитель: 23 февраля – наша страна празднует День защитника Отечества. Слово «Отечество» того же корня, что и слова «отец», «отчизна», «отчий край», «отчий дом».

-Назовите синоним к слову Отечество? (Родина)

Отечество – это наша страна, наша Родина.

Россию во все времена защищали разные люди-защитники Отечества. Одежда и оружие, которым они владели, были разными. Но было то, что их объединяло - любовь к Отчизне, своему Отечеству, своей стране.

-В этот день во многих крупных городах нашей необъятной страны будут проходить праздничные мероприятия в честь Защитников Отечества. Будут они проходить и в столице нашей Родины-Москве.

-Посмотрите на доску и прочитайте отрывок из стихотворения
Над площадью Красной, под небом Кремля,

Цветы распустились в конце февраля.

Над площадью Красной – цветные огни,

Летят на погоны военных они.

Задание. Найдите имена существительные: 1 ряд – в И.п. 2ряд – в Р.п., 3 ряд – в В.п.

-Ребята, давайте вспомним имена героев. Защитников Земли русской. Имена каких Защитников нашей Родины вам известны? (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.

Александр Васильевич Суворов начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимус. За всю жизнь он выиграл много сражений Суворов говорил: «Побеждают не числом, а уменьем»

У выделенных слов определить падеж (показать сигнальными карточками)

-Назовите имена существительные в творительном падеже? По каким признакам вы их определили?

Учитель: Сегодня я не могу не вспомнить о той знаменательной дате, которую готовится отпраздновать вся наша великая страна в мае этого года. К какому празднику мы готовимся? (к 75- летию победы над фашистской Германией). Миллионы советских людей встали на защиту своего Отечества. Они боролись за каждый дом, каждую улицу, каждое село и город. Много было сражений, много было побед. Красная Армия освободила нашу страну и Европу и дошла до столицы фашистской Германии – Берлина. Мы не можем не помнить самоотверженный подвиг русских солдат, настоящих Защитников Отечества, которые отстояли нашу страну, победив фашистскую Германию.

-В каком году это произошло? (1945 г.)

Работа с деформированным текстом

(напечатать на листочках и раздать детям)(за доской 1 человек)

народ, защитниками, Отечества, своими, гордится, русский (на доске прицепить магнитами)

Учитель:

-Составьте предложение, расположив слова по смыслу, у существительных определите падежи.

Русский народ гордится своими защитниками Отечества.

Развернуть доску и коллективно проверить с объяснением.

 

Во всех фрагментах продемонстрировано использование межпредметных связяй в уроке в виде отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача.

           Можно использовать на различных этапах уроков по русскому языку познавательный материал о «Государственном природном биосферном заповеднике Ростовский». (Вставить окончание, определить падеж имен прилагательных).

1.По широк… степн…му простору бежит табун диких мустангов.

2. В последнее десятилетие значительно увеличилась численность черноголов… хохотуна.

3. После зимн … перерыва серые журавли первыми появляются

в Государственном природном биосферном заповеднике «Ростовский».

4.Журавль красавка в заповеднике появляется в первой декаде апреля, с наступлением устойчив … безморозн… периода.

Важно помнить, что главной особенностью интегрированного урока является основа какого-то одного предмета, а остальные предметы помогают шире и глубже изучить его связи и процессы.

Вывод:

Межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Такие уроки и блоки нравятся детям, вызывают интерес к познанию, формируют успешность обучения. Выдвижение перед учащимися познавательных   задач межпредметного характера значительно активизирует учебную деятельность, способствует формированию функциональной грамотности.

minobr1 prosve.png

      Asset_1.png  fipi- 2  banner_dtd.jpg 13.23.57

для детей старше шести лет